Наставничество становится связующим звеном предприятий и образовательных учреждений
24 марта в рамках всероссийского форума «Я – наставник», приуроченного к Году педагога и наставника, прошел круглый стол «Наставничество в системе СПО. Фокус на кадры». Предложения и обратная связь от участников дискуссии по развитию нормативно-правовой базы наставничества станут важной составляющей процесса разработки Профстандарта наставника и законопроекта о наставничестве.
В круглом столе приняли участие руководители крупных компаний с опытом реализации программ наставничества и практики из сферы образования. Среди них были представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), АНО «Корпоративная Академия Росатома», Госкорпорации «Роскосмос», Российского общества «Знание» и др.
«В нашей дискуссии мы хотели бы сформировать вместе понимание, кто такой наставник в системе профессионального образования, какие роли, компетенции, трудовые функции у него должны быть. Нам надо ответить на вопрос, каким образом сегодня выстроить процесс обучения, чтобы кадры, выпускаемые в системе СПО, были востребованы на рынке труда», – прокомментировала модератор круглого стола Ирина Пронькина, директор Центра креативных решений, событий и инициатив Института развития компетенций педагогических работников профобразования Государственного университета просвещения.
Наставничество объединяет реальный сектор экономики и СПО
21 февраля 2023 года в своем Послании Президент России подчеркнул, что экономика в условиях новых вызовов и поиска внутренних точек роста требует системы подготовки кадров, обладающих современными профессиональными навыками. В частности, президент поставил задачу за 5 лет подготовить порядка 1 млн специалистов для ключевых отраслей экономики.
В то же время, как отметил выступивший на сессии Руслан Гуляев, ответственный секретарь РСПП комитета по СПО, профессиональному обучению и профессиональной ориентации, опросы, проведенные Союзом, показывают, что недостаток квалифицированных кадров – наиболее острая проблема для бизнеса. Более 56% опрошенных компаний испытывают потребность в профессиональных рабочих, 43% компаний не хватает специалистов высшего уровня квалификации. Сейчас нужны специалисты, которые не только обладают техническими навыками, но и те, кто может передать свой профессиональный опыт, обеспечить преемственность и непрерывность накопления знаний, обогатить корпоративную культуру за счет привлечения и обучения новых кадров.
Алексей Пономаренко, заместитель генерального директора, директор блока инженерных компетенций АНО «Корпоративная Академия Росатома», рассказал, что с участием корпоративной академии реализуется пакет программ, направленных на подготовку мастеров производственного обучения. За последние 6 лет такие программы прошли более 6000 отраслевых экспертов, многие из которых активно разрабатывают и проводят учебные модули в отраслевых центрах, колледжах и университетах-партнерах, участвуют в экзаменах и обеспечивают корпоративные и национальные чемпионаты профессионального мастерства.
Виктория Кожан, начальник отдела образовательных проектов, молодежной политики и спорта Госкорпорации «Роскосмос», рассказала о сквозной системе наставничества, которая идет в блоке школьников, студентов и родителей, работающих на предприятиях ракетно-космической отрасли. Сегодня в ракетно-космической отрасли 98% предприятий используют практику наставничества.
Круглый стол показал, что идет поиск форм для организации эффективного сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений. И у системы наставничества есть огромный потенциал выступить одним из важных связующих элементов. Государственные и общественные организации, предприятия и учебные заведения уже реализуют ряд собственных инициатив в сфере наставничества. Обратная связь и рекомендации участников дискуссии будут переданы рабочим группам, занимающимся разработкой Профстандарта наставника и Федерального закона о наставничестве.